Life&Style
vip колеса

Главные машины XX века: Сталинские соколы

Источник: АвтоЭлита

После смерти Ленина для правительственных нужд закупались в основном американские автомобили. Предпочтение отдавалось самым дорогим и престижным моделям. Один из известных журналистов тех лет Валерьян Оболенский, будучи страстным сторонником развития отечественного автомобилестроения, выступил с резкой критикой буржуазных склонностей пролетарского правительства, написав о том, что вместо одного роскошного "Линкольна" можно было купить пять недорогих "Фордов". Смелые выступления стоили Оболенскому жизни. Он был расстрелян в 38-м году.

Однако еще в начале 30-х годов партия большевиков приняла решение о создании советского лимузина для высших должностных лиц, который бы ничуть не уступал американским. Механиками Путиловского завода был построен автомобиль "Ленинград-1", полностью скопированный с американского "Бьюика" вплоть до последней детали. Ни о каких лицензиях речи не шло. Теперь это называется пиратством, однако тогда вопрос об авторских правах не стоял. Сталин отверг советский вариант "Бьюика", даже не взглянув на него.

Vauxhall Prince Henry 1916 года Packard Twelve Phaeton 1933 года Rolls-Royce Silver Ghost

Доподлинно известно, что первым автомобилем, обслуживавшим Сталина после Октябрьской революции наркома национальностей, был шикарный Vauxhall ("Воксхол") 1914 года. Этот огромный автомобиль с заказным закрытым кузовом и декоративными полочками по краям капота еще до революции заказывался в Англии специально для матери Николая II. После Февральской революции лимузин побывал у нескольких владельцев, а позднее достался Сталину. Ему естественно, понравился автомобиль с роскошным кузовом от ателье "Хупер", но уж слишком медлителен был этот огромный тяжеленный лимузин. Иосифу Виссарионовичу хотелось иметь более быстрое авто.

Московскому заводу ЗИС была поручена разработка автомобиля представительского класса. ЗИС-101 представлял из себя сборную солянку "С миру по нитке". Машину проектировала американская кузовная фирма "Амби-Бадд". Она же изготовила штампы и первую партию кузовов в сборе. Советской стороне это обошлось в 1,5 миллиона долларов – огромную по тем временам сумму! Сталин одобрил новый ЗИС, однако его разработчик, конструктор Евгений Вожинский, был впоследствии расстрелян, а сам ЗИС-101 так и не поднялся выше персоналки среднего класса для обкомовских и горкомовских работников. Сам же Сталин ездил на бронированном американском "Паккарде". Обычно его сопровождали четыре машины, среди которых были все те же ЗИС-101 и знаменитые "эмки".

Уже в 42-м в разгар войны окружение верховного главнокомандующего решило, что не пристало лидеру сверхдержавы ездить на заокеанском "Паккарде", а пора все-таки пересесть на отечественный автомобиль. КБ завода ЗИС подготовило полностью оригинальный автомобиль ЗИС-110, лишь внешне напоминавший "Паккард". Но к тому времени Сталин уже боялся покушений и думал о необходимости максимально обезопасить свой транспорт. Специальный конструкторский отдел получил заказ сделать бронированную версию этого автомобиля. Берия лично отвечал за его выполнение. На подмосковном военном заводе была отлита специальная бронекапсула, к которой приварили внешние панели кузова. Пуленепробиваемые стекла толщиной 75 миллиметров поднимались и опускались с помощью специального реечного домкрата – обычный стеклоподъемник не был в состоянии этого сделать. 38 таких машин было построено для высшего эшелона советской власти. Это были уже ЗИСы-115, внешне ничем не отличавшиеся от 110-го предшественника.

Выросшая в несколько раз масса автомобиля (более 7.5 тонн!) потребовала радикально пересмотреть конструкцию. Специально для ЗиС-115 на Ярославском шинном заводе разработали покрышки и камеры размером "7.5 на 17", вместо "7.5 на 16" у ЗиС-110; изменения коснулись всех узлов шасси мостов, подвески, коробки передач. Мощность автомобиля возросла на 20 единиц и достигла уровня в 160 лошадиных сил, но для столь тяжелой машины этого было недостаточно, поэтому максимальная скорость упала до 120 км/ч. Для пущей надежности у автомобиля было два аккумулятора, которые могли работать как порознь, так и вместе, а также вибратор в системе зажигания, позволявший продолжать движение при отказе прерывателя или катушки.

ЗИС-101 ЗИС-110 ЗИС-115

В 1960-1980-х годах броневики ЗиС-115 методично привозились на родной завод, переименованный к тому времени в ЗиЛ, для уничтожения, которое происходило в обстановке полной секретности. Тем не менее несколько машин все-таки уцелело. Некоторые из них были переданы вождям дружественных социалистических государств и впоследствии разошлись по музеям и частным коллекциям.

В сталинском эскорте таких автомобилей было три. Какой именно он выберет во время поездки, никто не знал – трое водителей находились в постоянной боевой готовности: обе руки на руле с включенной первой передачей, левая нога напряженно удерживала педаль сцепления. Машины Сталина были хорошо утеплены гагачим пухом. Последние годы жизни навязчивая идея о террористическом акте заставляла вождя во время поездок опускаться с сиденья на пол; многопудовая дверь была оснащена специальным замком и закрывалась на цепочку.

Известен такой случай, когда его дочь Светлана попросила предоставить ей автомобиль из государственного гаража, но он этого не сделал, а дал необходимую сумму на приобретение личного. Любил Сталин преподносить машины и в качестве подарков. Один ЗИС-115 получил от него лидер КНДР Ким Ир Сен. ЗИС-110 Иосиф Виссарионович подарил Русской Православной Церкви в лице Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Первого за помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Сталин, как бывший семинарист, отлично знал каноны церкви и лично распорядился покрасить машину в зеленый цвет, так как Патриархи по Великим праздникам служат именно в зеленых мантиях – как бы символизируя торжество жизни над смертью.

Сталинские автомобили были достойны своего владельца. Они подчеркивали его силу и безграничную власть, одновременно олицетворяя собой целую эпоху. Они являлись гарантом безопасности главы государства и символом престижа великой державы, созданной Сталиным. Хотя, наверное, о реальном могуществе страны куда вернее судить по обилию доступных, практичных, неизношенных машин у ее граждан, нежели по лакированному экипажу ее лидера.
 


11 января 11, 18:24
   
Загрузка...


Автор комментария*    
Если вы зарегистрированы,
но забыли авторизоваться,
можете ввести свое имя и
пароль
  Ваш логин 
  Пароль 
Заголовок

Текст
Надпись на картинке*Капча

Поддержка проекта






..


 

Названы самые надежные автомобили мира
23 марта 17, 09:34

Aston Martin готовит удивительный автомобиль. Смотрите скорее!
21 марта 16, 11:38

"Кортеж" как он есть
3 марта 16, 10:55

Рамзану Кадырову напомнили о безопасности штрафом
21 декабря 15, 09:23

Лимузин для Владимира Путина соберут в Москве
27 октября 15, 09:42


Павел Воля: готов заменить Стига в Top Gear
14 января 15, 13:45

Тимур Батрутдинов: я спортивно-кроссоверный чайник!
11 ноября 14, 17:24

Анфиса Чехова: я всегда смотрела не на машину, а на мужчину
8 мая 14, 11:09

Королева автострады. Мисс Екатеринбург и их автомобили
9 апреля 14, 13:53

Женщина, которая ведет: Ольга Бузова, Эвелина Бленданс, Любовь Успенская и другие рассказывают о любви к автомобилям
3 апреля 14, 11:46

Видео 

Влево
Автоэлита 12.02.11
Автоэлита 12.02.11
Тест-драйв кроссовера Mercedes GLK 350 4Matic  
Автоэлита 05.02.11
Автоэлита 05.02.11
Тест-драйв Hyundai ix55
Автоэлита 29.01.11
Автоэлита 29.01.11
Сравнительный тест-драйв Haima 3 (Хайма 3) и Lifan Solano (Лифан Солано)
Автоэлита 22.01.11
Автоэлита 22.01.11
Тест-драйв Honda Pilot
Автоэлита 15.01.11
Автоэлита 15.01.11
Тест-драйв Audi A3
Автоэлита 08.01.11
Автоэлита 08.01.11
Зимний тест-драйв Cadillac SRX
Автоэлита 01.01.11
Автоэлита 01.01.11
Тест-драйв Haima 3 (Хайма 3)
Автоэлита 25.12.10
Автоэлита 25.12.10
Тест-драйв Cadillac Escalade Platinum
Автоэлита 18.12.10
Автоэлита 18.12.10
Тест-драйв обновленного Infiniti FX35
Автоэлита 11.12.10
Автоэлита 11.12.10
Тест-драйв Land Rover Freelander 2
Вправо

Фотобанк 

Влево
Lancia Ypsilon
Lancia Ypsilon
Fiat готовится представить в Женеве новое поколение компактных хетчбеков Lancia Ypsilon
Infiniti Etherea
Infiniti Etherea
Infiniti представит люксовый хетчбек Etherea в Женеве.
Концепт BMW Vision ConnectedDrive
Концепт BMW Vision ConnectedDrive
BMW представит концепт будущего Vision ConnectedDrive в Женеве
Range Rover Autobiography Ultimate Edition
Range Rover Autobiography Ultimate Edition
Внедорожники лимитированной серии станут самой дорогой моделью за всю историю марки
Renault Captur
Renault Captur
Для Женевы Renault готовит концепт компактного кроссовера Captur
Mitsubishi ASX
Mitsubishi ASX
Российскую версию кроссовера Mitsubishi ASX будут собирать в США...
Suzuki Grand Vitara
Suzuki Grand Vitara
Suzuki отзывает внедорожники Grand Vitara из-за дефекта газораспределительного механизма...
Audi A1
Audi A1
Премия «Всемирный автомобиль года»: список претендентов
Концепт хетчбека Chevrolet Cruze
Концепт хетчбека Chevrolet Cruze
Chevrolet готовит к презентации серийный хетчбек Cruze
Mitsubishi i-MiEV
Mitsubishi i-MiEV
Весной в России начнут продавать электрокары Mitsubishi Motors i-MiEV
Вправо

 
© 2010 -2021 "Автоэлита"
Редакция приветствует перепечатку материалов,
при условии размещения гиперссылки на ae96.ru

Rambler's Top100